Экстрим под парусом: 10 мест для экстремального яхтинга в России

1
211
Яхтинг

Сегодня яхтинг – модное и популярное направление в туристической сфере. Но, помимо легкой и приятной прогулки, увлечение парусами может стать весьма экстремальным спортом, требующим серьезной подготовки и технического оснащения.

К сожалению, отечественные акватории «не балуют» морских спортсменов изобилием мест для экстремального яхтинга. Однако, для любителей парусного экстрима, в российских акваториях все же найдется место, где можно испытать свои силы.

Каспийское «море».

Формально Каспийское «море» считается крупнейшим на Земле бессточным озером, называемым море благодаря своим невероятным размерам. Судоходство здесь известно с XVIII века, а в наши дни Каспий – популярная акватория у профессиональных яхтсменов.

Яхтинг в Каспийском море

Каспийское море-озеро – одна из самых ветреных акваторий в мире. Своенравный Каспий может в течение пары часов «предложить» яхтсмену весь комплект ветров любого направления: от абсолютного штиля до сильнейшего шторма. Помимо непростой «ветровой обстановки», Каспий славится своей короткой и крутой волной, требующей от капитанов максимальной концентрации и напряжения сил.

Коварны и речные дельты, впадающих в Каспий, рек. Небольшие островки в дельтах рек Волга и Урал манят своей доступностью, однако заболоченные, низкие берега и обилие водяной растительности могут стать существенным препятствием для подхода, особенно для килевых яхт.

Выход к Каспийскому морю имеют пять государств (Казахстан, Россия, Туркмения, Иран и Азербайджан), поэтому прежде чем отправлять в путешествие тщательно планируйте маршрут и позаботьтесь о месте окончательной швартовки – не все государства могут похвастаться наличием удобных марин или бухт.

Очень часто на Каспии проводятся масштабные парусные регаты, как с российской стороны, так и со стороны зарубежных коллег.

Белое море.

Белое море считается одним из самых маленьких внутренних морей России, что не мешает ему пользоваться популярностью у любителей морских прогулок и экстремального яхтинга.

На Белом море

Беломорские акватории высоко ценятся поклонниками северного яхтинга, однако здесь «морских волков» ждет несколько неприятных «сюрпризов»:

  • Мощные приливные течения. Рельеф дна и наличие множества островов «рождают» мощные приливы, становясь причиной так называемого «навального» течения, не дающего судно отойти от берега.
  • Отсутствие судоремонтных мастерских. Похвастаться более-менее приличным доками могут только крупные города (Архангельск или Беломорск), в маленьких городках, типа Кеми база для ремонта маломерных судов отсутствует.
  • Сложная навигация и неинформативные судоходные знаки. Четкой навигационной карты беломорской акватории не существует, а нехватка и неинформативность навигационных знаков существенно затрудняют ориентирование.
  • Неожиданные циклоны. Белое море славится своей капризной погодой – здесь снег можно застать в начале сентября, а внезапные шторма с ураганным ветром налетают в течении всего судоходного сезона.

Кроме навигационных и погодных сложностей, на Белом море довольно сложно решить проблему со швартовкой. При посещении знаменитого Соловецкого архипелага, будьте готовы к тому, что маломерным судам в пределах соловецких портов стоять запрещено.

Охотское море и Курильские острова.

Охотское море самое холодное из дальневосточных морей, с очень коротким судоходным сезоном. В заливах Охотского моря лед начинает образовываться в начале ноября, а маломерным судам часто запрещают выход уже в сентябре из-за опасности холодных циклонов.

Смельчаков, решившихся на яхтинг в Охотском море, прежде всего подстерегают разнообразные морские течения, известные своим коварством. Рельеф морского дна и гряда Курильских островов служат причиной мощных приливных волн, местами достигающих 13 метров. Наиболее жестокие шторма с гигантскими волнами наблюдаются здесь с ноября по март, в летний период средняя высота приливной волны составляет 20 см.

Шторм

Здешняя акватория не балует комфортной погодой даже в теплый сезон: в летнее время над южной часть довольно часто буйствуют тропические циклоны, усиливающие ветер до штормового. Такое «счастье» может продолжаться от 5 до 8 дней, в это время парусное судоходство невозможно. Также юго-восточные ветра приносят с собой значительную облачность, с осадками и густыми туманами, что только добавляет экстрима в морское путешествие.

«Вознаграждением» за экстремальное путешествие станет возможно осмотра величественных Курил – одной из красивейших островных систем в России, где практически на каждом острове находятся один или несколько вулканов.

Берингово море.

Эта акватория получила популярность в качестве места для «ледового» яхтинга. В Беринговом море даже в самую суровую зиму редко бывает сплошной ледяной покров – мощные волны и течения ломают льдины, освобождая проходя для маломерных судов, и образуя своеобразные «айсберги» причудливой красоты.

Отчаянных яхтсменов, отправляющихся в такое «путешествие», ждет сильнейший ветер, порывы которого могут достигать 40 м/с, и продолжаться несколько дней. Также столкновение нескольких течений и непростой рельеф становятся причиной высоких волн, наиболее часто встречающихся в сезон штормов.

Морская погода

Особенно привлекательно Берингово море летом – множество причудливых заливов и бухточек с нетронутой природой предстают перед путешественниками во всей красе: лежбища нерп, стаи касаток и многочисленными пернатыми обитателями местных скал.

Однако, и в летний период парусное судоходство в южной части Берингова моря – довольно опасное занятие. Летом в южную часть проникают тропические циклоны, вызывая сильнейшие шторма с ураганным ветром. Наиболее часто шторма налетаю с июня по октябрь, в среднем шторм продолжается несколько дней.

Баренцево море.

Баренцево море также представляет интерес для любителей экстремального яхтинга. С Северного Ледовитого океана сюда постоянно приходят сильные холодные течения, которые смешиваясь со внутренними водами, превращаются в высокие приливные волны. У южных берегов их высота порой достигает 6 м.

Опасность также представляют погодные условия – Баренцево море считается одним из самых нестабильных погодных районов. Температура, направление и скорость ветра меняются здесь очень часто, смена происходит резко, почти мгновенно. Северные ветра приносят с собой объемистые тучи с проливными дождями, иногда такие «сюрпризы» сопровождаются мощными, длинными волнами.

Северное море

В зимнее время морская акватория становится место дрейфа многочисленных льдин, которые могут здорово повредить корпус яхты.

Существенной проблемой станет и вынужденная швартовка, необходимая в экстремальных ситуациях. Несмотря на обилие бухточек, причалить можно не везде – обрывистые скалистые берега делают швартовку невозможной.

Все эти «прелести» с лихвой окупаются живописнейшими ландшафтами и удивительным животным миром. В теплое время в Баренцевом море регулярно проводятся парусно-моторные туристические экскурсии, правда только в безопасных акваториях.

Северный морской путь.

Это маршрут, объединяющий сразу несколько мест для экстремального яхтинга. Он проходит по морским акваториям Северного Ледовитого и частично Тихого океана.

Впервые этот маршрут упоминается в 1525 году, когда дипломат Дмитрий Герасимов высказывает предположение о возможности торгового и промышленного судоходства в Северо-Восточном проходе. На сегодняшний день Северный морской путь считается одним из самых экстремальных парусно-моторных маршрутов, требующих серьезной подготовки.

Путь пролегает через моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово, захватывая таким образом часть Тихого океана. Сложный рельеф, переменчивые погодные условия, низкие температуры и мощный ледяной покров в зимнее время делают Северный путь суровым испытанием для корабля и команды.

Для такого путешествия яхте потребуется специальная подготовка и оснащение: особо прочный корпус, современные навигационные приборы, максимальный запас воды и топлива.

Однако, для любителей экстрима опытные капитаны регулярно проводят здесь импровизированные «кругосветки». Опыт парусных путешествий, наличие хорошей физической подготовки, медицинская страховка и желание непрерывно работать – вот основные требования, предъявляемые при наборе членов экипажа. Ну и конечно – возможно заплатить за это удовольствие весьма немаленькую сумму.

Обь.

Протяженная и широкая Обь давно известна любителям парусно-моторных прогулок. Однако, несмотря на кажущееся спокойствие водной глади, Обь также может стать весьма экстремальной «яхтенной» акваторией.

Широкий речной бассейн со множество ответвлений и каналов имеет весьма сложную «географию». Попытка попасть в живописный залив часто может привести к посадке на мель – заболоченные рукава и плавучие острова, скрывающиеся под водой, радостно «встречают» невнимательных капитанов.

Обь известна своими многочисленными речными ответвлениями, пройди по которым – довольно рискованное занятие. Например, длинная речка Каракан внезапно заканчивается заболоченным участком, где сложно выполнить разворот.

Также в период таяния снегов уровень воды в Оби существенно повышается, причем происходит это в разное время: в верхнем течении половодье приходится на начало апреля, а в нижнем – на начало мая. В эти периоды река «обзаводится» резкой сменой течений, затрудняющих маломерное судоходство.

К «искусственным» трудностям обского яхтинга можно отнести практически полное отсутствие заправочных станций и оборудованных марин, поэтому длительные туристические прогулки здесь не популярны. В основном Обь привлекает яхтсменов-экстремалов, готовых к любым трудностям.

Енисей.

На Енисее

Что экстремального может быть на гигантской судоходной реке? Во-первых – короткий судоходный сезон, ведь с октября по март Енисей полностью оказывается подо льдом, а с середины марта до конца мая на Енисее идет ледоход, полностью закрывающий реку от судоходства.

Крупные и полноводные притоки Енисея приносят этому гиганту более половины объема его вод. Наличие таких мощных «соседей» зачастую становится причиной возникновения сложных течений, особенно в период паводков.

Енисей считается важнейшей судоходной «артерией» Красноярского края, поэтому судоходство здесь требует знания всех навигационных знаков и правил «морского» движения. В «соседях» у яхтсменов окажутся величественные баржи, круизные теплоходы и масса других крупных судов, поэтому правил расхождения на воде следует уделять особое внимание.

Кроме того, часть территории Енисея относится к заповедным территориям (заповедник «Столбы»), поэтому путешествие в этом районе потребует специальных разрешений.

Телецкое озеро.

Телецкое озеро считается самым большим озером Алтая. Живописные берега и довольно мягкий климат ежегодно привлекают на Телецкое озеро тысячи туристов, в том числе и любителей яхтинга.

Телецкое озеро

Несмотря на мягкий климат и «закрытую» акваторию, Телецкое озеро не терпит невнимательности со стороны яхтсменов. Весной и осенью для местной акватории характерны мощные ветровые потоки, поднимающие сильное волнение и прибойные волны. Такие условия, в купе с осадками, максимально ухудшают навигацию, затрудняя выход на воду и управление судном.

Июль и август характеризуются затяжными ливневыми дождями, увеличивающими уровень воды в озере. С сентября здесь начинается сезон ветров – порывы ветра могут достигать 15 м/c.

Все эти условия служат довольно серьезным препятствием для парусного судоходства на Телецком, поэтому для туристических прогулок местные жители предпочитают моторные яхты – в условиях сильного ветра ими проще управлять.

Сайменский канал.

Сайменский канал – гидротехническое сооружение, соединяющее Выборгский залив и финское озеро Сайма. Это единственный в России канал, связанный с другим государством.

Погодного или климатического экстрима здесь ждать не стоит. Путешествие по этому чуду гидротехники в соседстве с большегрузными судами – уже само по себе экстремальное развлечение, а если добавить к этому еще и усиленные требования в связи с международным режимом…

Для парусных и моторных судов существуют четко регламентированные правила прохождения Сайменского канала. Чтобы пересечь российско-финскую границу, для всех пассажиров необходимы загранпаспорта и визы, а также полный список членов экипажа с указанием ролей на судне – его обязательно потребуют, как на русской, так и на финской границе. Весь перечень необходимых документов и размер оплаты за прохождение канала можно посмотреть на http://saimaaboating.ru/node/45.

 

Автор: ЭСТи22

Фото: shutterstock.com

 

Читайте также:

10 популярных мест для яхтинга в России

Страховка- то без чего ни шагу на яхту

10 советов и правил начинающим яхтсменов

Как и где искать лучшие предложения по авиабилетам

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хотя я сам яхтсмен «домашний», сиречь, привязанный к своему водоёму, эту статью с удовольствием. Для теоретических занятий в детских флотилиях зимой тут все пользительно.
    Занятия на три можно раскатать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ