Мое первое знакомство с удивительной Исландией (фотоотчёт)

120
Знакомство с Исландией

Несколько лет назад, еще в студенческие времена, подруга поделилась со мной мечтой – побывать в Исландии. Была произнесена одна фраза, но меня она зацепила, как и желание посетить этот фантастический остров, о котором я раньше совершенно не думала. Мы понимали, что реально в ближайшее время поехать туда невозможно, и Исландия стала манящим миражом.
Неожиданно Страна льдов открылась нам в 2015 году — я увидела в турклубе  треккинг по Исландии, предложенный вариант полностью нас устраивал, и мы ступили на эту иллюзорную землю. Земля оказалась реальной, климат – капризным, страна – приветливой.
Город
От аэропорта добраться в город не составляет проблем – Флай басы регулярно круглые сутки развозят желающих. Прилетели мы ночью, добрались до уютного кемпинга Reykjavik Campsite (www.reykjavikcampsite.is) – там есть душ, кухня, горячая вода, а по соседству термальные бассейны. Бассейны и знакомство с Рейкьявиком оставили напоследок – утром в путь.
На следующий день мы оказались в долине Ландманналаугар — регион в южной части Исландского плато.

Долина Ландманналаугар

Ландманналаугар

Национальный парк Ландманналаугар стараются посетить все гости Исландии – буйство горных красок, застывшие лавовые потоки и многочисленные природные горячие источники привлекают туристов. С 1950-х гг. место тактично облагораживают – кемпинг, столбики с указанной температурой в источниках, указатели, тропинки. Отсюда начинаются пешие маршруты, а по Ландманналаугару можно погулять и самостоятельно, и верхом на знаменитых исландских лошадках. Правда, приехать сюда можно только с июня по сентябрь.

Вода и ледГорыПриютЗемля ИсландииУказателиТропаУказатель

Безусловно, Исландия – страна контрастов. Фантастические цвета горных пород разбавляет яркая зелень нежной травы и суровые бело-голубые сугробы ледников; посреди лавы неожиданно вырастает хрупкий цветок; холод горной реки разбавляет кипяток горячих источников; толщу снега прерывает летнее поле с одуванчиками – фумаролы стараются разогреть и растопить ледяную землю острова. Земля сопит, скворчит, хлюпает, вздыхает под ногами. Горизонт вдали привычно радуют столбики дыма, кажется, добредешь туда, и окажешься в знакомой с детства избушке с растопленной печкой, что, конечно, мираж – фумаролы беспрерывно трудятся, их клекот и ворчанье уносит к праязыкам, к началу мира… Каждый поворот тропы и поворот головы вызывает восторженное недоумение – как это все уживается и сосуществует?

Заснеженные холмы

Фумарола

Цветочные поля

Продолжаем путь

Мы шли по горам Ландманналаугар. Катались с ледников на пенках вниз, к фумаролам. Чуть не вскипятили чайник в фумароле, но почему-то передумали. Заглянув в снежный грот, я увидела миниатюрных исландских комаров, нами они совершенно не интересовались. Подремали на горячем мху среди снега.

Снежный грот
Финал этого дня оказался несколько неожиданным – приют Хоскулдскали встретил нас сурово. Точнее, приют был прекрасен, но пришли мы в дождь, вокруг были льды, холод и обсидиан. Фумаролы остались далеко: позади, внизу и впереди, а тут естественных обогревателей и цветочных полян не было. В снегу заботливые хранители приюта вырыли ямки для палаток, оградили места глыбами обсидиана. Если приспичило в туалет – пробираешься по снегу до ближайшего скворечника (метров 200), или до дальнего домика со всеми прелестями цивилизации (метров 300). Приют расположен рядом с перевалом, погода здесь мало кого балует, а снега в 2015 году выпало много, и он к августу не успел растаять.

Снежные равниныРядом с приютомПривалХоскулдскали

На следующий день поспешили к озеру Алфтаватн. Пейзаж резко сменился – окружали горы, поросшие мхом; встречалось много рек и речушек, соответственно, довольно частые броды. У озера останавливаемся у кемпинга, и встречаем малыша, осваивающего велосипед!Малыш на велосипеде
И обходим ближайшие вершины, с которых открываются все новые и новые умопомрачительные пейзажи.
Поляна приютаВеличественные горыУже близко

Рядом с озером

АлфтаватнКупание

Совсем рядом с нами начинается ледник Мюрдальсйёкюдль – живая зелень гор резко сменяется наступающим (или отступающим) суровым ледяным покровом, под которым дремлет вулкан Катла, извергающийся с периодичностью 40-80 лет. Мюрдальсйёкюдль – четвертый по величине ледник Исландии, совсем рядом с ним (в 20 км) ледник Эйяфьядлайёкюдль.

На пути к леднику
Часть следующего дня пути прошла по лавовому полю. Черное поле, олицетворение безысходности, тоски и уныния. И всю дорогу по полю нас сопровождал моросящий навязчивый дождь.

Лавовое поле
А другая часть пути – среди горных рек и теплого мягкого мха.

Горная рекаКовер из мхаВечером остановились в кемпинге Ботнар, в 15 минутах ходьбы от которого величественный каньон.Каньон
Следующий переход по долине Торсмёрк, что переводится как «Леса Тора».

Переправа

Мост

По пути мимо нас проследовали современные викинги:

Викинги
Мы немного сбились с пути, пришли не в тот кемпинг, который был запланирован, и, вероятно, это оказалось большой удачей) Хотя, сложно сказать, потому как с запланированным я не знакома. Преимущества того, в котором мы оказались: безлимитный горячий душ (!!!), просторная теплая кухня, баня и небольшой бассейн. Я проговариваю бытовые блага, поскольку природа в Исландии невероятна в любом месте, мне кажется. Здесь на фоне гор паслись лошадки, а у тропинок притаились домики для эльфов.

Домики эльфовКемпингЛошадкиЛошадьОтправляемся
Отдохнув и расслабившись среди гор, эльфов, коней и домашнего комфорта, мы, довольные, нырнули в самый сложный день нашего фантастического трека. Нас ждал ледник Эйяфьядлайёкюдль со знаменитым вулканом, прославившемся в 2010 году. Все было мирно и прекрасно, пока мы не поднялись на вершину. И тут нам пришлось узнать, что такое исландский ветер. На нашем добром пожилом Урале не бывает таких ураганов. Я шла и благодарила Небеса, что у меня достаточно тяжелый рюкзак, и он помогает мне остаться на снегу, пепле и лаве, а не улететь в неведомые дали. Я ложилась на плотный поток воздуха, стараясь, чтобы он сам нес меня, но он дул в бок, приходилось сражаться, хитрить, умолять о пощаде. Я была счастлива, что у меня есть треккинговая палка, и я ею цепляюсь за ледник. Через пару дней мы встретили юношу, который рассказывал, что в это время он ехал на велосипеде недалеко от Рейкьявика, усиленно крутя педали, чтобы съехать с горы.
Фотография ледника у меня одна, до урагана.
Ледник
На леднике есть небольшой гостевой домик. Какое же благоговение он вызывал у туристов в наш день! А за домиком всего в нескольких километрах трава и океан! Реки и бесчисленные водопады! Водопады и океан мы увидели на следующий день, а ночь провели под ледником у р. Скогау, плотно обложив палатки валунами. Кто-то из гидов ночью волновался, прислушиваясь к ветру и ожидая вопль подопечных: «Летим!!!» К счастью, ветер, продемонстрировав нам свои способности, к ночи утихомирился.
Последний пеший переход был таким:

Река СкогауГорный ручейБарашкиВид на водопадВодный потокВодопад и рекаВодопад на пути

Зеленые долины

Радужный водопад

Долины под водопадомКаньон-руслоРечное руслоСкогау
В низу русла 60-метровый водопад Скоугафосс. Самые смелые купаются возле него) Скоугафосс находится на территории деревни Скоугар, где есть музей транспорта «Скоугасабн», церковь, фермы. В Скоугаре население – 25 человек. Дальше мы часто будем проезжать отдельно стоящие домишки местных фермеров, ближайшие соседи у них в 10-15 км.
Вечер мы провели на черном пляже Рейнисфияра у Атлантического океана в деревне Вик.

Черный пляж
Вик — самое влажное место в Исландии. Население тут около 300 человек. Живут местные в опасной близости от ледника Мирдальсйёкюдль с вулканом Катла. При извержении вулкана ледник может растаять, и деревню затопит. На холме возвышается церковь – убежище в случае опасности.

ВикВ Вике
Здесь из океана выступают оригинальные скалы, считается, это окаменевшие тролли, не успевшие скрыться от солнечных лучей.

Каменные тролли
На скалистом берегу гнезда тупиков, численность которых в последнее время резко снижается.
Часть нашей группы вечером ушла в радиалку, я же пойти не смогла, окрестности Вика остались мною неосвоенными.
Следующий день подарил нам знакомство с айсбергами.
Лагуна Айсбергов образовалась в 1930-е гг. из-за активного таяния ледника; появившееся озеро Ёкюльсаурлоун с каждым годом увеличивается в размерах. Буквально через дорогу от лагуны – Атлантический океан. Возле озера – океаны туристов, которым предлагают проплыть среди айсбергов на катере.

Прогулка на катере
К вечеру лагуна пустеет, но мы покинули ее только на следующий день. Попробуйте вообразить, что ощущали мы, проведя ночь на мягчайшем мху среди айсбергов, тюленей, тупиков и редких уточек; слушая, как, громыхая, откалываются глыбы льда от ледника и озеро принимает в себя нового тысячелетнего гостя; а за пустынной трассой скромным шуршанием напоминает о себе океан.

ГостиАйсберг

Отдых

В лагунеОтдых в лагунеЛедяной пейзажЛагунаЛедяное царствоМестные жителиОбитатели лагуныСреди айсберговЦарство льдаЗакат
Утром, простившись с лагуной, отправились в Рейкьявик, останавливаясь у водопадов.

Величественный водопад

По дороге в РейкьявикПод водопадом

У водопада

На следующий день поехали по Золотому кольцу Исландии. В маршрут входит посещение парка Тингведлир, водопада Гюдльфосс, долины гейзеров Хёйкадалюр.
Парк Тингведлир расположен в месте, где проходит разлом Срединно-Атлантического хребта, разделяющего Северо-Американскую и Евразийскую плиты.
С 930 г. здесь собирается Альтинг – старейший парламент в мире. Любопытно, что некоторые законы, принятые в X веке, соблюдаются до сих пор.
В 1000 г. здесь же исландцы приняли христианство.
Парк Тингведлир

Карта парка

Прогулка по парку

Водопад Гюдльфосс, или Золотой водопад состоит из двух ступеней, высотой 11м и 21 м. Определение «золотой» не случайно – в хорошую погоду над водопадом видна радуга.

Водопад ГюдльфоссГюдльфоссЗолотой водопад
В долине гейзеров Хёйкадалюр гейзеры и фумаролы буквально на каждом шагу, но больше других знаменит гейзер Строккюр, извергающийся каждые 10 минут, а то и чаще, выпуская 30-метровый столб воды.

В долине гейзеров

гейзер Строккюр

Гейзер

Гейзеры

У нас оставалось полтора дня пребывания в Исландии, день мы провели в Рейкьявике, а следующую часть – в Голубой лагуне.
В самой северной столице чуть более 100 тыс. жителей, городок небольшой, по-домашнему уютный. Так, в витрине магазина там можно увидеть обвязанный крючком велосипед:

Велосипед
Все миниатюрное, аккуратненькое, игрушечное… Ощущение, что попал в добрую яркую сказку.

Рейкьявик
Сверху город прекрасно обозревается со смотровой площадки Хадльгримскиркьи – лютеранской церкви, строившейся с 1945 по 1986 гг. Высота церкви 74,5 м – это четвертое по высоте здание в Исландии.

Лютеранская церковьЦерковь
Глаз радуют забавные клумбы,
Клумбы
оригинальные и неожиданные скульптуры и граффити — исландцы продолжают творить фантастический мир на стенах домов.
Городские домаГраффитиНеобычное граффитиОтдыхаемПамятникПарковые скульптурыСкульптураСкульптуры в рейкьявикеСкульптуры на берегуСкультптурыСтрит артУлицы РейкьявикаУличные скульптурыФигуры в паркеФигуры на улицах

И еще несколько снимков Рейкьявика:

В Рейкьявике

А вокруг горыВодоем в РейкьявикеГородские зданияГородское шоссеДом
Голубая лагуна – место релаксации и неги.
Голубая лагунаУ входа в голубую лагуну
Фотографии сделаны у входа в лагуну, внутри не снимала. Можно пофантазировать и представить примерно то же самое, только обустроенное и наполненное людьми. Температура воды где-то +37 — +40 °C. Небесный цвет воды связан с большой концентрацией кремния.
Лагуна находится между Рейкьявиком и Кефлавиком (аэропортом) на полуострове Рейкьянес, образованном застывшей лавой. Курорт появился в 1980-е гг. В 1976 г. была выстроена геотермальная электростанция, вокруг образовалась лагуна, теплая вода привлекла людей, и неожиданно заметили, что после купания улучшается кожа и проходят кожные заболевания. Постепенно появляется инфраструктура, и теперь Голубая лагуна – одно из самых посещаемых мест в Исландии, куда приезжают не только расслабиться и понежиться, но и подлечиться.
Предполагалось, что после волшебного омовения мы отправимся домой, однако рейс задержали на сутки. Причину задержки не объяснили, но организованно погрузили всех в автобус и отвезли в гостиницу в город Хабнарфьордюр.
Хабнарфьордюр – портовый город, выстроенный на лаве, крупнейший центр рыболовства в стране. К слову, рыбой нас угощали в гостинице – вкус бесподобнейший. В городе чудесный парк – среди лавы и скал самая северная коллекция деревьев бонсай.
Коллекция бонсай
Несколько музеев, например, выставочный центр современного искусства, музей кинематографии и историко-краеведческий.

В музее

МузейЭкспонаты
Кроме парков, музеев, деревни викингов, можно посетить предполагаемые места обитания эльфов и гномов – существуют такие экскурсии.
Исследовать загадочный мир Исландии можно долго, это доставит наслаждение каждому туристу. Оставлю несколько советов:
1. В Исландию нужна шенгенская виза, оформлять желательно заранее. Билеты лучше покупать также заранее.
2. Одеваться нужно тепло. По-настоящему тепло. С шапкой, перчатками, шерстяными носками, ветронепроницаемой одеждой, удобной обувью.Форма одежды
3. Если кто-то захочет повторить маршрут — он довольно простой, новичкам бояться нечего. В нашей группе было 2 детей – девочки 6 и 9 лет. Я бы, например, не рискнула взять детей, но наши девчонки оказались настоящими походницами, самостоятельными и мужественными.

Юные походницы
Идти можно присоединившись к турклубу, либо, если уверены в себе и своих силах – самостоятельно. Тропы проложены, указатели есть, ночевка всегда в кемпингах, в своей палатке, платная (стоимость меняется год от года). Там же заряжают гаджеты, принимают душ (все платно; стоимость горячей воды в душе – поминутная, греться после душа – в своей палатке).
Маршрут Ландманналаугар – Тоурсмёрк — самый популярный в Исландии, прекрасный вариант для начала знакомства с островом и страной.