Намастэ, Эверест!

При виде гор захватывает дух. Непал. Треккинг к Эвересту

Много лет назад у меня появилась Цель. Я твердо пообещала себе, что свой тридцатый день рождения я встречу человеком, который уже видел высочайшую вершину мира. Воочию.

И вот мне 29, билеты на руках, рюкзаки на багажной ленте,мы летим в Непал!

Ступа, Непал

День 1-3. Катманду, Патан и Бхактапур

Все, что происходило с того момента, как наша нога ступила на благословенную непальскую землю, было особенным. И виза со свастикой, которую улыбающиеся пограничники вклеили в наши паспорта, и женщины в ярких сари на улицах города, и местное время, отличающееся от нашего на 2 часа 45 (!) минут. А главное – особенная атмосфера, добрая, живая, полная одновременно суеты и умиротворения.  Кажется, что особый дух Катманду действует на всех. Даже самые суровые путешественники через пару дней становятся немного хиппи, скупают шерстяные шапки с косичками, яркие непальские рубашки и начинают беспричинно улыбаться всем вокруг. Такой город.

Мы поселились в отеле недалеко от бывшего королевского дворца, а оттуда до туристического района Тамель рукой подать. Тамель– это водоворот улиц, велорикш, всевозможных лавочек и магазинчиков, туристов и местных жителей, где легко потеряться и оказаться в самом неожиданном месте.

Первым делом мы отправились в Nepal Tourist Board, чтобы оформить карточку трекера и купить пермит на пребывание в Национальном парке Сагарматха, по которому проходит маршрут. Чем выше вы намерены забраться, тем дороже пермит. Управление работает без выходных (кроме больших праздников). Пермит можно купить и на подступах к Намче Базар, в чек-поинте заповедника в Монджо, но ответа на вопрос, можно ли там получить карту TIMS, мы нигде не нашли, поэтому решили все сделать заранее в Катманду.

Получив бумаги, с чувством выполненного долга остаток дня мы провели, бродя по Катманду, засовывая любопытные носы во дворы жилых домов, то и дело натыкаясь на старинные храмы и святилища. Некоторые из них были настолько древними, что начальная форма статуэток осталась далеко в прошлом, стершись от бесчисленных прикосновений верующих.

На следующий день мы отправились на местном автобусе (что само по себе приключение) по долине Катманду. Города Катманду, Бхактапур и Патан были в свое время столицам королевства, и в каждом из них есть свой Королевский дворец, площадь Дурбар  и несметное количество храмов, пагод и ступ. Кажется, что время потеряло власть над долиной еще в средние века – такая там тишь и благодать, и как много лет назад, крестьяне работают на полях, гончары обжигают свои горшки, зерно сушится на площадях, а искусные резчики по дереву создают свои шедевры.

Долина Катманду. Зерно сушат прямо на площади

Третий день был посвящен Катманду. Мы побывали в индуистском храмовом комплексе Пашупатинатх, где до сих пор жгут погребальные костры, покрутили молитвенные барабаны вокруг огромной ступы Боднатх, поднялись по 365 ступеням к буддийской святыне Сваямбуднатх. В Непале все пронизано религией, и, судя по всему, буддизм и индуизм здесь мирно соседствуют. Основная часть населения долины индуисты, а буддизм больше распространен в горных частях страны.

День 4. Катманду –Лукла — Пакдинг

Перелет в Луклу – это лотерея. Неважно, что у вас есть билет, в котором указано время вылета. И дело даже не в погодных условиях или в овербукинге. Просто забудьте обо всех правилах авиаперевозок и приготовьтесь работать локтями. Домашние рейсы вылетают из того же аэропорта Трибхуван, куда мы прилетели несколько дней назад. Стойку найти проще простого – по толпе людей с рюкзаками, но пробиться к ней довольно сложно. Дальше нужно просто ломиться, куда все, причем работать на опережение. Самолеты летают по принципу маршруток – кто успел, тот и сел. Как они умудряются при этом не потерять багаж, и как вообще все это работает, одному Будде известно.

В Луклу летает несколько авиакомпаний, и признаться, мы даже не уверены, что вообще сели тогда на свой рейс, но нам повезло с первой же попытки. Наш маленький самолет выглядел таким дряхлым, будто с него начиналась авиация Непала. Учитывая все, что мы читали об аэропорту в Лукле, это было не очень обнадеживающе. Аэропорт считается одним самых опасных в мире, и немудрено – он находится среди крутых склонов гор, на высоте почти 2900 метров, где погода и ветра совершенно непредсказуемы.

Лукла — самый опасный аэропорт мира

Как бы то ни было, мы на борту, и никуда теперь не деться. Под крылом проплывали зеленые долины с разноцветными лоскутами полей, холмы становились все выше и выше. Между кабиной пилотов  и салоном нет переборки, и нам было хорошо видно лобовое стекло. В какой-то момент показалось, что мы летим прямо в горный склон. Гора становилась все ближе, и кроме нее, уже ничего не было видно, но тут самолет сделал вираж. Секундное облегчение, и тут сердце опять ушло в пятки при виде знаменитой взлетно-посадочной полосы Луклы. Начинается она на самом краю обрыва, а заканчивается высокой бетонной стеной. Чтобы не врезаться в стену, пилот старается посадить самолет как можно ближе к началу (читай, к краю пропасти) и, не доезжая до стенки, сворачивает вправо.

Честно говоря, я до смерти боюсь летать на самолетах, а такой перелет для меня вообще сродни самоубийству. И ведь еще лететь назад. Но поскольку ближайшая автомобильная дорога находится от Луклы в 5 днях пути, выбор небольшой.

С облегчением выползли из самолетика, с трудом нашли в общей куче свой рюкзак. На выходе аэропорта туристов поджидали портеры. Долго выбирать не пришлось. Мы встретились взглядом с улыбчивым белозубым парнишкой, и как-то сразу к нему прониклись. Стоимость работы портера в среднем 15 USD в день за два не тяжелых рюкзака. Биби – так звали нашего паренька, придирчиво осмотрел наши рюкзаки и одобрительно покивал головой. Договор скрепили в ближайшем лодже чашкой непальского чая с имбирем, обсудили маршрут, и в путь.В сезон на тропах случаются пробки

Отдельно о портерах. Часто людей, которые переносят грузы в Гималаях, называют шерпами, что неверно. Шерпа – это национальность, а не профессия. Шерпы –коренные жители здешних мест, добрые и приветливые люди с хорошим чувством юмора и постоянной улыбкой на лице. Их родной край прекрасен, но суров. Тяжелым трудом они умудряются добывать себе пропитание в таких непростых условиях, с каменистыми почвами и холодным климатом. То, как они буквально летают по горам с тяжелыми корзинами и рюкзаками за спиной, за гранью понимания.

Запомнилась бабушка, которая встретилась мне на крутом подъеме к Намче Базару. Она тащила огромную корзину с чем-то похожим на мешки с сахаром или мукой. Увидев мой язык на плече, бабуля обогнала меня как стоячую, обернулась, приободрила широкой беззубой улыбкой и вмиг скрылась из виду!

Нанимать портера или нести рюкзак самому? Неизвестно, как поведет себя спортивный и выносливый внизу организм в условиях высокогорья. Кроме того, что портер избавит ваши плечи от ноши, он еще и будет вашим гидом, не даст сбиться с пути, покажет интересные местечки вне тропы. Наш Биби забегал вперед и, когда мы доходили до места ночлега, он ждал нас на входе в деревню, вел в лодж, где в номере уже стояли наши рюкзаки, а на одном из столов красовалась табличка «Bibi’sgroup». Во время стоянок, когда мы прогуливались по окрестностям, он неприметно следовал за нами, вдруг что-то случиться, и вообще относился к нам как мать родная к малым детям.

Поэтому все же лучше нанять портера. Для туриста это возможность легче пройти маршрут и наслаждаться природой с комфортом, а для него – возможность прокормить семью.

Задача первого дня – короткий переход от Луклы до селения Пакдинг. Дорога заняла примерно три часа неспешной ходьбы. На этой высоте еще много лесистых участков, деревень с  живописными полями, разбитых на склонах террасами, и очень зелено. Топалось в удовольствие – на этом участке высота не набирается, а сбрасывается. Все вокруг в новинку, и было время оглядеться, пофотографировать, пообщаться с жителями деревень (на языке улыбок и жестов). Горы сильно отличались от наших Кавказских – выше, круче, острее. Периодически от восторга перехватывало дыхание: по пути попадалось много буддийских ступ и молитвенных камней, бесконечно длинный подвесной мост раскачивался под ногами, а маленькие поселки цеплялись за склоны что есть сил. В Пакдинг удалось добраться до темноты и провести уютный вечер в хорошей компании перед очагом.Треккинговая тропа. Непал

День 5. Пакдинг – Намче Базар

За день нужно поднять почти 700 метров. Если считать от Луклы, где начинался трек, то набор составляет как раз те самые 500 м, больше которых нельзя. Мы уже освоились и нашли свой темп, научились говорить всем встречным «Намастэ» и обходить ступы с правой стороны.

Тропа шла с небольшими спусками и подъемами, то и дело пересекая реку. С подвесными мостами удалось кое-как освоиться, и коленки уже не так дрожали, как вчера. Делали много остановок – пофотографировать, попить чайку и просто полюбоваться видами, которые с каждым шагом становились все красивее. То и дело виднелись водопады, каждый из которых внизу непременно стал бы экскурсионным объектом. Но здесь их было так много, что к концу дня глаз замылился, и мы перестали вытаскивать фотоаппараты при виде очередного потока белой пены.

В деревне Монджо начинается территория национального парка Сагарматха (это местное название горы Эверест, означающее то ли «Властелин Мира», то ли «Лоб Небес», смотря каким источникам доверять). Здесь мы отметились, выпили очередной термос чая и продолжили свой путь.

Вскоре начался подъем к Намче Базару. Тропа круто пошла вверх, и идти было тяжеловато, но все же не так, как пугали отчеты в Интернете. Ноги сам несли наверх, ведь на этом участке пути есть первая смотровая площадка с видом на Эверест. И вот этот момент настал: перед нами открылось грандиозное зрелище – могучее плечо Лхоцзе, а за ним ОН, Эверест. На пятачке толпился народ, щелкали фотоаппараты — суета сует. Сквозь шум и гам все же удалось проникнуться торжественностью момента и запечатлеть его на всю оставшуюся жизнь. Шутка ли – впервые увидеть Эверест!Манящие снежные вершины. Непал

Но надо было идти дальше вверх. Наконец мы увидели разноцветные яруса домов на полукруглом склоне. Это легендарная столица шерпского края Намче Базар. На улочках было настоящее столпотворение — толпы туристов, тибетцы, яки, монахи, в общем, настоящий высокогорный мегаполис.

Обычно путники останавливаются здесь на дневку. По сравнению с остальным маршрутом, Намче – это цивилизация с интернетом, магазинами и даже бильярдной. Во время дневки принято подняться наверх, попить чай на террасе отеля «Эверест Вью»,откуда открывается невероятный вид на Намче, а в хорошую погоду виден Эверест. Но Биби сказал, что все это можно сделать на обратном пути, если пойти другим путем и спуститься в Намче Базар сверху. Нас это более чем устроило – терпеть не можем линейные маршруты. Поэтому было решено сделать дневку в Тенгбоче, где расположены два знаменитых монастыря.

Устроившись на ночлег, за оставшиеся пару часов до темноты мы обежали городок, побродили по магазинам со снарягой и даже пропустили по рюмочке в местном баре.

День 6. Намче Базар – Тенгбоче

Набор высоты на сегодня чуть более 400 метров. Уже стало заметно холодней, леса поредели, а виды все круче и круче. То и дело проглядывалась Лхоцзе и шапка Эвереста, и практически весь путь был отлично виден Ама-Даблам. Невероятной красоты вершина.

Высота пока еще не дала о себе знать, настроение было прекрасное, самочувствие под стать, и хоть ноги уже начинали гудеть, сил было полно. Первые пару часов шли совершенно не напрягаясь,  но затем тропа начала уходить все ниже и ниже с приличным сбросом высоты. Стало ясно, что подъем к Тенгбоче будет похлеще, чем вчерашний к Намче. Так оно и вышло. Но наверху не обошлось без сюрприза. Кое-как вскарабкавшись наверх, мы уперлись в настоящую пекарню, и едва переведя дух, накинулись на булочки и кофе. О да, кофе.Пекарня в Тенгбоче

Строго говоря, сперва мы уперлись в буддийский монастырь, а уже потом в кондитерскую, но плотское начало таки возобладало над духовным.

Дожевывая булочки, заглянули в монастырь. Во дворе монахи заканчивали высыпать из песка огромную мандалу. Завтра большой буддийский праздник, и она будет разрушена. Ответом на недоуменный вопрос, как же можно уничтожить такую красоту, которую создавали явно не одну неделю,была улыбка и добрый, но снисходительный взгляд. Эх, буддисты, далеко мне до вашей отрешенности от благ мирских…

Биби привел нас в большой ложд, который находился не в самом Тенгбоче, а метров на пятьдесят-сто ниже, в красивом сосновом лесу на окраине маленького поселка Дебоче.

В лодже встретили большую группу из Питера. Столовка вообще была переполнена до отказа, и каких тут только не слышно было языков. Потихоньку мы начали обрастать знакомствами – тут мы встретили американцев, вместе с которыми выходили из Луклы, а потом встретились в Намче.

День 7-8. Дневка в Тенгбоче

Наутро наконец-то позволяем себе как следует выспаться. Сегодня в планах сделать пару акклиматизационных выходов к монастырям.

После позднего завтрака поднялись в монастырь, который расположен выше на склоне горы. До него нужно было подняться метров на 150-200, и тут высота напомнила о себе. У Юры начала раскалываться голова. Он побежал вниз, а я осталась побродить по монастырю. Буддисты очень спокойно относятся к иноверцам. Можно спокойно зайти в храм и во время службы, и когда там никого нет, посидеть на полу, вдыхая благовония, сколько душе угодно, посмотреть все статуи и танки, главное — не трогать их руками и не садиться на возвышения. Запрет на фотографирование встречается крайне редко. Буддийские монастыри всегда навевают покой и умиротворение, и я с удовольствием провела там пару часов, и даже попала на какую-то важную церемонию. После обеда поднялись до вчерашнего монастыря. К сожалению, мандалу уже разрушили без нас; пришлось утешиться парой штруделем и бокалом вина в кондитерской.Храм. Гималаи, Непал

Следующее утро было недобрым. Мы оба проснулись с кашлем, соплями и явной температурой. Скорее всего, продуло после душа, которым мы соблазнились накануне. Вот она, цена чистых волос. У Юры к тому же продолжала отчаянно болеть голова. Решили остаться еще на день. Оказалось, что не одних нас постигла такая судьба – один из питерцев тоже свалился с температурой, и ему было явно хуже, чем нам обоим вместе взятым. После завтрака лодж опустел, и из-за нас троих стал больше поход на лазарет. Кляня на чем свет стоит гигиену, мы пили чай термос за термосом, глотали горсти таблеток и поминутно щупали лбы – а вдруг.

День 9. Тенгбоче – Дингбоче

За ночь немного полегчало. У Юры выключилась головная боль, и мы приняли решение идти наверх. За ночь все припорошило снежком, стоял морозец, и даже наш Биби, которому все нипочем,  наконец-то надел ботинки (до этого летал в шлепках, по этаким камням). Закутавшись по самые глаза, осторожно вышли на тропу. До места предполагаемой ночевки 500 м по вертикали, но таких резких подъемов больше не предвидится, поэтому шли вполне комфортно.

Во второй половине пути начался подъем, хоть и не крутой, но самочувствие ухудшилось. Головная боль накрыла на этот раз меня. Но даже усталость и отвратительное состояние не смогли притупить восприятие той красоты, что была вокруг.

Ама-Дабламс  этой стороны был похож на большого белоголового орла с распростертыми крыльями. Растительность постепенно исчезала, зелени уже практически не было — лишь кусочки полей, разделенные каменными заборчиками. На тропе было уже не так многолюдно, и иногда наступало полное безмолвие, прерываемое лишь шорохом камней под ногами.

Величественные гималайские горы

И вот Дингбоче. Кое-как мы доползли до ближайшего лоджа. Постояльцев было немного, и все выглядели уставшими. Горняшка многих накрывает как раз после 4000, и даже если удалось ее избежать, то каждый шаг в разреженном воздухе дается все трудней и трудней.

День 10. Динбоче – Горак Шеп

Ночью было чертовски холодно. Головная боль никак не проходила. Мы выбрали не самый разумный вариант топать наверх, попеременно кашляя и шмыгая носом, но как было остановиться в дне хода от мечты?На треккинге часто встречаются святые места

Путь пролегал по широкой долине. Мы перескакивали через подмерзшие ручейки, холодный воздух бодрил, солнце светило, и жизнь налаживалась. Как-то незаметно мы набрали 400 метров и вышли на перевал. Вот это был настоящий восторг. Таким мне и запомнились Гималаи — синее небо, снежные вершины на горизонте, рыжая пожухшая трава и разноцветные молитвенные флажки.

То ли от эмоций, то ли время пришло, но внезапно головапрошла, стало легче дышать, и мы на всех парусах пролетели мимо Лобуче, где намеревались заночевать. Отсюда до Горак Шепа, последнего поселка на пути к базовому лагерю,пара часов хода. Конечно, рывок в 700 метров за день – это многовато и для здоровых людей, но, несмотря на таблетки, простуда не проходила, и нужно было спешить.

Горак Шепо казался забитым до отказа, и Биби не без труда нашел свободный номер, но очень дорого, как он сказал, аж целых 20 долларов. Комната была теплая, и мы бы расстались с куда большей суммой ради возможности провести ночь рядом с обогревателем.

День 11. Базовый лагерь – Пангбоче

День не задался с самого начала. Проснулась я окончательно разбитой. Каждый шаг давался с трудом, мучила одышка. Юра тоже был не в самой лучшей форме, болезнь не отступала, но, как настоящий мужчина, терпел стиснув зубы. Подъем на Калапатар решено было отменить, и мы прогулялись до базового лагеря Эвереста. Набор высоты невелик – всего-то 200 метров, но путь стал сущим адом для меня и для сочувствующих спутников. В голове крутились ужасные рассказы о горной пневмонии, ноги отказывались идти. Сил не было даже на то, чтобы вытащить фотоаппарат. Но упрямство победило. В сам БЛ заходить не стали, посмотрели издалека на ярко-желтые палатки, и рванули вниз.

С каждым метром становилось все легче, дыхание восстановилось, и до Пангбоче мы добежали очень быстро.

ЛУчше гор могут быть только горы. Гималаи, Непал

День 12-13. Пангбоче – Намче База – Лукла

Сброс высоты действовал как волшебная микстура, и до Луклы мы бодро скатились за два дня с ночевкой в Намче, где я и отпраздновала свой 30-й день рождения. Неудача с Калапатаром продолжала свербеть, и я торжественно пообещала, что не пройдет и пяти лет, как мы будем смотреть на Эверест с другой стороны – с Тибета, где он виден во всем своем величии. Сказано – сделано, и эта мечта сбылась через пару лет.

День 14-15. Лукла

Улететь из Луклы нам не удавалось пару дней: погода испортилась, и в переполненных лоджах томились десятки путешественников, наблюдая, как между горными хребтами крутятся густые облака.

День 16-17. Возращение

После благополучного возращения в Катманду мы отправились в горный курорт Нагаркот, где с террасы уютного отеля, сохранившего колониальную английскую атмосферу начала прошлого века, можно было любоваться рассветом и закатом над бесконечными гималайскими хребтами.

А в  последний день перед возвращением домой я получила подарок –Everest Flight (полет вдоль Гималаев с видом на Эверест) на небольшом самолете. До сих пор у меня на стене висит памятный сертификат, где написаны такие слова: «Я не взошел на Эверест, но дотронулся до него своим сердцем».

Крыша мира. Гималаи, Непал

Полезная информация

Трек проходит в высокогорных районах Непала. Набор высоты составляет более 2500 метров за несколько дней (от 2900 до 5500). Климат здесь суровый, чем выше, тем холоднее, и после 4000 ночью температура однозначно будет ниже 0. Осенью-весной, когда в Катманду еще (или уже) почти жара, на горе может запросто выпасть снег. Нередки холодные ветра.

Лучшим сезоном для похода считаются октябрь-ноябрь и апрель-май. Если поход планируется на эти сроки, то билеты нужно покупать заранее и быть готовым к тому, что на тропе людей будет как в базарный день.

Маршрут идет с плавными наборами и сбросами высоты, но есть пара неприятных затяжных подъемов. На подъеме не стоит бежать, делать поменьше резких движений и не набирать больше 500 м в день для лучшей акклиматизации. Идти придется по 5-7 часов в день. Выходить лучше рано по утру, чтобы опередить толпы на тропе – в пик сезона часто бывают пробки, особенно на мостах. Если боитесь высоты, приготовьтесь к испытаниям: местами тропа проходит вдоль серьёзных обрывов, приходится переходить реку по длинным и высоким подвесным мостам.

Подвесные мосты. Непал.

Обычно на трек уходит 10-12 дней. Обязательно заложить пару запасных дней на случай нелетной погоды и непредвиденных обстоятельств на маршруте. Если они не понадобятся, то вылететь по обратному билету из Луклы можно и в другой день, если повезет. За сутки до вылета нужно отметиться в аэропорту. Если нет желания провести лишний день в Лукле, то за определенное вознаграждение можно оставить билеты в лодже, чтобы их отметили накануне вылета.

Специальной подготовки, альпинистских навыков не требуется. Но несмотря на кажущуюся легкость маршрута, не нужно забывать, что это высокогорье. К треку следует подготовиться физически, морально и материально, в том числе ответственно отнестись к экипировке. Про разумном подходе маршрут под силу любому обычному человеку без противопоказаний к высокогорью. Возраст – не ограничение. На тропе полно пожилых людей, которые идут, конечно, в два раза медленней молодежи, но, думаю, с не меньшим удовольствием. Встретили и семейную пару из Австралии с десятилетним сыном. Ребята уже спускались, и все было нормально.

Снаряжение

Сейчас  будет много букв, потому что есть нюансы, неочевидные даже для опытных походников, не имеющих опыта трекингов в этой местности.

Лучше привезти свое проверенное снаряжение с собой. Если что-то забыли, не беда, практически все можно купить в Катманду. Снарягой торгует полгорода, и торг всегда уместен, но если вы не разбираетесь в вопросе, скорее всего вам впарят втридорога китайскую подделку, которая развалится на второй день.

Не стесняйтесь набивать рюкзак легкими вещами для поездок по долине и сувенирами – все, что не понадобится на треке, можно оставить в отеле в Катманду, если вы намерены остановиться в нем же по возвращению из Луклы. Много взять все равно не получится, на рейсах в Луклу и обратно действуют ограничения на вес багажа – не более 15 кг. Берете именно рюкзак – не чемодан, даже если вы уповаете на портеров. Они хоть и сверх-, но все же человеки. К тому же, ценник на переноску нестандартных «емкостей» для вещей будет совсем другим.

Обязательно иметь небольшой рюкзак литров на 25-30. Его вы понесете сами. Складываете туда документы, деньги, фотоаппараты и прочую технику, и все, что понадобиться в переходах — питьевую воду,  ветровку или дождевик, мелочи типа шапки-перчатки-крем от солнца. Шерпы бегают по родным горам, как спринтеры стометровку, поэтому они, скорее всего, будут идти в своем темпе и поджидать вас на развилках или возле придорожных лоджей, если вы вдруг решите остановиться попить чайку. То есть не факт, что большой рюкзак будет всегда рядом.

Палатка: не нужна. Ночевка в лодже стоит такие копейки, что тащить лишние 5-6 кг на такую высоту совершенно бессмысленная затея.

Спальник: обязательно. И потеплее.  В большинстве лоджей отопление не предусмотрено, одеяла тоже есть не везде. Поэтому без теплого спальника никак.

Палки: мы вышли на маршрут без палок, но в Намче резво побежали в местные магазинчики и купили каждому по паре.

Намче, Гималаи, Непал

О шоппинге в Намче стоит написать отдельно:  как и в Катманду, здесь множество магазинов с туристическим снаряжением. В основном, они торгуют китайскими подделками, причем самого низкого качества, но иногда попадаются и реальные вещи. Как нам объяснили, экспедиции иногда скидывают здесь часть экипировки, предоставленной спонсорами – зачем тащить лишнее, если есть свое родное-проверенное. Такое снаряжение можно купить недорого, и если устраиваете дневку в Намче, можно и прибарахлиться. Опять же, все, что не нужно для дальнейшего маршрута, можно оставить в лодже в Намче и забрать на обратном пути. Есть и пара фирменных магазинов солидных фирм, в те годы это был The North Face и Black Daimond.

Об одежде: предстоит набрать больше 2000 метров, поэтому, если из Луклы вы, возможно, выйдете в футболке, то в районе Тенгбоче наверняка уже вытащите из рюкзака все самое теплое.

Обязательно:

— крепкие горные ботинки; хотя если честно, после первого перехода, я спрятала их в рюкзак, надела старые добрые саломоновские кроссовки, шерстяные носочки, так и прошла туда-обратно, в том числе и по леднику.  Не советую повторять, потому что горный ботинок держит голеностоп и надежно фиксирует ногу в правильном положении, а здесь много подъемов и спусков, которые прилично убивают ноги. Но я всегда ношу с собой суппорты для голеностопа и коленей и аккуратно хожу (опыт), поэтому мне и вкроссовках было хорошо. Какой бы ни была обувь, важна нескользящая подошва, потому что тропы каменистые, а в конце нужно будет пройти и по леднику. И конечно, обувь должна быть очень хорошо разношена.

— ветро- и влагозащитные куртка и штаны; не помещает тонкий дождевик;

— теплые вещи из флиса;

— термобелье (по возможности с запасом), желательно иметь и тонкое на маршрут, и теплое для ночевок и переходов после 4000 м;

— перчатки, шапка, маска (мы ее называем «балаклава» — это такая штука из флиса или другого материала для защиты шеи, носа, щек и рта от ветра и холода);

— фонарик. Темнеет рано, туалеты, как правило, на улице. Учитывая ситуацию с электричеством, без налобного фонарика никак.

Ни в коем случае не пренебрегайте солнцезащитными очками и кремами с максимальным фактором – высокогорье и разреженный воздух пропускают гораздо больше ультрафиолета, чем внизу, поэтому обгореть можно в два счета.

Гигиена на маршруте: важно понимать, что маршут пролегает по труднодоступным районам, поэтому горячая вода – здесь роскошь.  Деревьев растет очень мало, и то только в начале маршрута. Основное топливо – высушенный навоз коровяков, и много на нем не накипятишь. Естественно, никаких высоковольтных линий здесь нет, и электричество добывают с помощью генераторов или крошечных  гидроэлектростанций. Все, что попадает сюда из цивилизации, в том числе и топливо, заносится вручную с самого низа (самолет до Луклы недешевый, а для местных жителей, и вовсе непозволительный). Поэтому запасайтесь влажными салфетками и терпением к некоторым ограничениям, в конце концов, они временные.

Внимание: зубы чистить только водой из бутылки!!! Никаких упований на чистейшие горные реки! Как можно догадаться по количеству восклицательных знаков, печальный опыт имел место быть, и, судя по долгожданным кустам (а вот кусты здесь встречаются редко), не у меня одной.

Души есть в лоджах, с горячей (ну или почти горячей) водой, воспользоваться ими можно за дополнительную плату. Простудиться после такого душа очень легко. Советую – воздержитесь от омовений хотя бы по пути наверх ну или хотя бы не мойте голову. Лучше был слегка немытым, чем очень больным.

О зарядках: по причинам, о которых писалось выше, электричество здесь дорогое. Поэтому зарядка телефонов и аккумуляторов только за деньги. Совет для фотолюбителей: возьмите как можно больше запасных аккумуляторов или батареек и держите их ближе к телу в тепле. Виды здесь такие, что иногда можно вырвать все волосы на голове из-за кадра, не сделанного по причине разряженного фотика.

Снежные пики гор

Медикаменты: все индивидуальные (с аптеками здесь тяжело) и необходимые для первой помощи (бинты, в том числе и эластичные, перекись, жаропонижающие, обезболивающие, от кишечных расстройств, активированный уголь, стандартный походный набор). Мы брали сильные антибиотики и противовоспалительные, которые пригодились, но действовали не так, как внизу, а гораздо слабее. Надо помнить, что на высоте, в принципе, не выздоравливают, слишком уж большой стресс для организма. От всех болезней существует только одно лекарство – быстро вниз. Поэтому важна профилактика. Не стоит делать ничего, что может навредить здоровью.

Это очень важно:

Страховка для активного туризма —  как не ошибиться и выбрать подходящую.

Несколько слов о горной болезни: лекарств от нее нет. Не придумали еще. И никто не застрахован. Поэтому очень важно соблюдать простые правила: разложить маршрут на небольшие переходы, причем здесь важно не расстояние в километрах, а набор высоты; не злоупотреблять алкоголем; правильно акклиматизироваться – в Намче остановиться на дневку, на стоянках делать акклиматизационные выходы (вылазки наверх), тем более, что практически везде выше селения есть какой-нибудь красивый монастырь или видовая площадка. Таблетки от головной боли совершенно бессильны, поэтому боль придется перетерпеть, не делать резких движений и не гнать лошадей, даже если ноги так и просятся в путь. По маршруту периодически предлагают лекарства от горняшки. Как правило, это делают организации, которые занимаются исследованиями в этой области. Медикаменты вы получите совершенного бесплатно, но вас попросят отмечаться в специальных пунктах по маршруту и ответить на вопросы о вашем самочувствии. Помогает или нет, не скажу, мы не пробовали.

Сердце лоджи это столовая

Проживание и питание на маршруте

Путь к Эвересту – самый популярный трек в мире, поэтому в деревнях, через которые идет тропа, множество лоджей. Лодж в тех краях – это что-то вроде гостиницы, где можно разместиться на ночлег. Номера – либо маленькие двухместные комнатушки с кроватями (или их подобием), либо большие общие комнаты, где можно спать на полу. Электричество вечером дают на пару часов. Главное место в лодже – это столовая. Там, в отличие от номеров, тепло и светло. Поэтому к вечеру в ложде собираются все постояльцы. И это хороший способ познакомиться с интересными людьми, обсудить маршрут с теми, кто спускается сверху, или просто потравить байки о горах.

Хозяевам куда важнее, чтобы вы питались в лодже, чем жили в нем, поэтому столоваться принято там, где живешь. Ночлег стоит дешево, около пяти-десяти долларов за ночь, причем за десять – это уже комфорт. Есть и ночевки за 1-2 доллара в общих комнатах. Выше Намче Базара находится знаменитый отель Everest View, где за 200 USD в сутки можно наслаждаться всеми благами цивилизации. Обеды, завтраки и ужины обойдутся от 15 долларов в день, и чем выше, тем дороже будет стоить и еда, и питьевая вода.

Питание не очень разнообразное, и везде много специй. День на пятый мы уже так одурели от карри, что начали питаться вареными яйцами. Реальное удовольствие получали от непальского чая – он здесь подается не чашками или чайниками, а термосами – маленькими, большими и очень большими. На выбор предлагается несколько видов, и мы крепко подсели на масала ти и чай с имбирем.

В некоторых лоджах есть террасы со столиками, и невероятное наслаждение пить горячий чай с видом на Ама-Даблам или Лхотце.

В Намче Базаре и в Тенгбоче есть настоящие пекарни с булочками и штруделями, и они выглядят в тех местах фантастикой. Цены соответствующие, но никаких денег не жалко за кусок пирога на высоте 3850!

Лоджа на треккинге к базовому лагерю Эвереста

Бюджет путешествия

Трекинг к Эвересту – одно из самых потрясающих и в то же время недорогих путешествий.

Турфирмы, специализирующиеся на активном отдыхе, предлагают такие туры от 600 USD плюс перелет. Наверное, неопытным путешественникам или людям без опыта горных походов лучше выбрать именно этот вариант, но Непал – прекрасная страна для самостоятельных поездок, и трекинг не исключение.

Перелет Москва-Катманду-Москва можно купить совсем дешево, от 500 USD, главное, озадачиться покупкой билетов заранее. В Катманду летает много авиакомпаний, самые хорошие цены дают Air Arabia и Turkish Airlines.

Виза при получении в аэропорту стоит от 25 USD (до 15 дней). Мы планировали пробыть в стране подольше, и заплатили 40 USD.

Вполне нормальный отель 3*** в Катманду обойдется от 60 долларов в сутки за двухместный номер.

Перелет Лукла-Катманду и обратно стоит около 300 USD. До чего дошла цивилизация – теперь перелет можно купить через Интернет (по крайней мере, на сайте Buddha Air).

Услуги портера – 15 долларов в день на двоих плюс чаевые. Принятого размера чаевых нет, каждый решает сам за себя. Мы сочли, что наш Биби отлично поработал и накинули сверху еще сотку.

Питание и проживание в среднем 30 USD в день с человека.

Пермит и карта трекера: TIMS раньше выдавалась бесплатно, сейчас стоит около 20 долларов на один поход. Пермит платный, как и раньше, цена около 35 USD.

PS: Цены имеют свойство меняться со временем. Особенно на отели и лоджи. При планировании бюджета перепроверяйте актуальные цены.