Южная Эфиопия без гидов и джипов. Часть первая.

0
104
Эфиопия

Наверняка многие видели фотографии с удивительными разукрашенными людьми, на которых почти нет одежды. В руках у них какое-нибудь древнее оружие, а из губ свисает глиняный диск. Вот она, настоящая Африка! В процессе поиска информации вы узнавали, что живут такие люди в Эфиопии, и к ним даже можно попасть! За несколько тысяч долларов турфирмы готовы показать вам «продукт лицом». Они утверждают, что только с их помощью вы познаете аутентичную Африку, такой, какой она была тысячи лет назад. И только они знают, как организовать это безопасно и максимально доступно. Ок, предположим… А что, если я расскажу вам, как провести две недели на юге Эфиопии меньше чем за 150 долларов, увидев при этом никак не меньше входящего в турпакеты? Да ещё и попадая в невероятные переделки…

 

Работа дли избранных, или кто и как добывает соль на юге Эфиопии.

Народ боран (борена) насчитывает более двух миллионов человек. С давних пор они считались невероятно воинственными и непокорными. В отличие от многих соседних народов, они охотно пользовались лошадьми и огнестрельным оружием. Арабы и другие колонизаторы не раз пытались захватить места, где проживали борена. Последние попытки были сделаны коммунистическими властями Эфиопии. Всё тщетно…

В среде борена выделяется несколько своего рода каст. Одна из них, лито, занимается добычей соли в кратере потухшего вулкана возле деревеньки Эль Соддо.

Мы находимся на эфиопско-кенийской границе, в городке Мойяле. Здесь скучно… Жарко (даже зимой)… Здесь воняет хуже чем в трущобах Дели и Найроби… Отсюда решительно нужно сваливать!

Мойял

Прохожу мимо автобусной остановки, интересуюсь транспортом в сторону столицы. Итак, до Аддис-Абебы отсюда ехать полтора дня, цена билета сильно варьируется от заполненности автобуса и жадности кондуктора. Около 300 быр было бы неплохой сделкой, но нам не нужно в столицу, нам нужно в Эль Соддо. Не все здесь знают, где это, местным понятнее словосочетание Чао Бет, что тождественно Эль Соддо. Вариантов добраться туда всего два: автостоп и минибасы, направляющиеся в сторону городка Ябелло. Они могут подбросить вас до перекрёстка, от которого до деревни около 15км. Время моё было ограничено только 30-дневной визой, посему я решил сперва заскочить в Ябелло или Мега и затариться там провиантом. Ведь, по слухам, в Эль Соддо даже магазинчиков нет…

Выезжать из Мойяле нужно строго утром. Минибасы отправляются по наполнению. Если пассажиров наберётся два с половиной человека, то водитель никуда не поедет. Поэтому лучше приходить пораньше и ждать. За проезд по маршруту Мойяле – Мега не следует платить более 40 быр, как бы сильно вас не заверяли в обратном.  В Меге можно обрести еду, воду и немного отдохнуть. Вернувшись к стоянке минибасов, я увидел любопытное зрелище: несколько человек закидывали в небольшой грузовичок мешки с чатом, мукой, овощи, куриц и ещё не пойми что. В кузове стояли люди, которые явно не намеревались выходить оттуда быстро. «Куда вы направляетесь?», — спросил я языком жестов. «Чао Бет! Содда!» Чудесненько, ребята, я с вами!

Проезд был не бесплатный, о чём мне объяснили на пальцах и даже показали бумажку в 20 быр. Не уверовав в честность коллег по кузову, я решил дождаться конечной остановки и посмотреть, сколько заплатят они на выходе. Не обманули: действительно проезд стоил 20 быр.

Пытаться устоять против натиска «гидов» в Чао Бет – тухлое дело. Здесь их всего несколько, все они с бейджиками, и деревня за них – горой! Не хотите платить 100 быр? Эти тщедушные парни встанут грудью, но не пустят вас в сторону от единственной деревенской улочки. Нужно банально смириться и отдать эти несчастные 5 баксов. Ну, или 9, если хотите чтобы вас сопровождали к самому дну вулкана… Самостоятельно это лучше сделать по тропинке, начинающейся прямо за деревенской мечетью.

Дорога к вулкану

Тропинка от мечети

Дно вулкана

Спускаться вниз по витиеватой тропинке около двух километров, дорогу как раз ремонтируют для пущего комфорта. Недавно один ишак, загруженный мешками с солью, сорвался почти с самой вершины. Говорят, тогда и приняли решение об обновлении трассы.

Ремонт дороги

Несмотря на дождливую и ветреную погоду вверху, на дне кратера на удивление тихо и спокойно. Только редкие выкрики добытчиков-лито отдаются эхом… Даже ишаки предпочитают здесь помалкивать… После суматохи и жары в Мойяле, Чао Бет – райский остров Баунти…

Озеро на дне кратера

Для нас. Для работающих здесь людей  — это медленная, но верная смерть.

Добыча соли

Рабочие

Мужчины лито каждый день ныряют за солью с головой. С помощью специальных шестов они достают со дна бесформенные и кажущиеся бесполезными куски грязи, весом до нескольких десятков килограмм. Скоро эта грязь подсохнет и превратится в соль двух видов: чёрную – для скота и белую – для людей.

Соляные горы

Чёрную соль лито ценят особо: считают, что она богата полезными веществами и минералами, что укрепляет здоровье скота. И это не глупое суеверие. Соль имеет чёрный цвет из-за вулканического пепла, веками скапливавшегося на дне. А чего только полезного в этом древнем пепле не найдётся… Люди же вполне удовлетворятся и чистой белой солью.

Черная соль

Водные процедуры в таком месте едва ли можно назвать лечебными, слишком уж высока концентрация соли и частота погружений. Только сильнейшие мужчины выдерживают многолетние тренировки, но они и пользуются наивысшим почётом в клане. А те, кто перешагнул порог «среднего возраста»… Они здесь уже старики…

Специально для любителей запасаться впрок и по дешёвке: 50 килограмм соли стоит здесь 5 баксов. Наверху уже 10. Это всё нещадные эксплуататоры ишаков набивают цену! Да, внутри клана тоже есть разделение труда: одни добывают, другие поднимают, третьи подготавливают к продаже, четвёртые доставляют на базары Мойяле и других городков в округе.

Путь в соляном караване от Чао Бета до Мойяле составляет два – четыре дня. Такой разброс по срокам зависит не только от погоды и физической готовности людей и животных. В округе хватает всевозможных басмачей и любителей лёгкой наживы. Именно по этой причине меня и наотрез отказались брать в ближайший караван: последние походы омрачались неприятными стычками, а огнестрельное оружие теперь есть не только у борена…

Впрочем, хватит о грустном! Сегодня в деревне праздник: местная футбольная команда выиграла какой-то кубок, возликуем же со всеми!

Праздник в Чао Бет

Праздник

Вечер, как всегда, подкрался незаметно… Отелей (или чего-то в этом роде) в Чао Бет нет. Ночевать в палатке в такую промозглую погоду с явной перспективой сильного ночного дождя мне совсем не хотелось… В подобных ситуациях я пользуюсь проверенным годами методом: иду в мечеть и прошусь на вписку. На сей раз особенно повезло, один статусный мусульманин (статус его подчёркивал необычайно большой для этих мест живот и современный мобильник) пригласил на ночь к себе домой. Уже было совсем темно, и я до конца не осознал, насколько мне повезло. Ведь дом сего человека находился в самом конце деревни, у самого обрыва. И лишь утром, выйдя из дома для совершения ритуала омовения лица, я узрел всю прелесть дремавшего ещё кратера…

Дремлющий кратер

А вот что представляет собой деревенька Эль Соддо (Чао Бет).

Чао Бет

Мы позавтракали, покурили кальян и мусульманин, несколько раз использовав один из атрибутов своего статуса (мобильный телефон), сообщил мне, что никакого транспорта сегодня в Чао Бет не ожидается. И я могу остаться у него ещё хоть на день, хоть на сколько захочу. Либо я могу пешком пойти до главной дороги, где наверняка словлю транспорт дальше на север. Честно говоря, я прилично расстроился из-за неудачи со впиской в караван, и решил покинуть это место. В противном случае меня ждала перспектива ожидания непонятно когда прибудущего транспорта сидя за столом с пожёвывающими чат аксакалами… По заверению местных, диких животных здесь почти нет и я без приключений пройду эти 14 – 15 километров. Выступаем!

Главная дорога

Да, меня не обманули. За три часа неспешной ходьбы я встретил только несколько ишаков и лошадей. Вообще прогулка мне понравилась. Время пролетело незаметно, и вот я уже на развилке вместе с рабочими из Афганистана (неужели даже здесь зарплаты выше?!) попиваю холодненькую колу и веду разговор о политике и жизни, нашей и их. Несколько раз проезжали какие-то джипы и минибасы. Я пробовал договориться с ними докинуть меня до Ябелло, и столкнулся с серьёзной проблемой: про бесплатно даже и речи не шло, минимум, на что соглашались водители – 200 быр! Это было чересчур жёстко… Спустя некоторое время я оставил попытки и вернулся к афганцу и коле.

Дорожный пейзаж

Ишак

Познав мою печаль, новый друг вызвался научить меня стопу по-эфиопски. Выбежав на дорогу, и бешено жестикулируя он остановил сначала одну машину, потом другую… Но успеха на первых порах не имел. Наконец, притормозил минибас со сговорчивым кондуктором. Афганец знал правильную цену за проезд до Ябелло (25 быр). Кондуктор сперва зарядил 50, но после нескольких резких высказываний человека с арафаткой согласился на 30, меньше никак (типа, со мной ещё большой и жёлтый рюкзак). Ок, прыгаем!

 

Ябелло: небанальный транзит.

Ябелло, на первый взгляд ничем не примечательный посёлок городского типа, таит в себе несколько интересностей. Среди них немалое количество мечетей и православных церквей,  расположенных близко друг к другу. Веротерпимость, в целом характерная для Восточной Африки, в Эфиопии выражена наиболее ярко. Мне захотелось разнообразия, и я заранее решил вписаться здесь на ночь в храме. Если вы решите сделать то же самое, то я рекомендую храм, расположенный примерно в 500 — 600 метрах севернее автовокзала. Там на удивление приветливые и доброжелательные служители и работники. С разрешения настоятеля, мне выделили целую пристройку где, правда, не было совершенно никаких удобств и пришлось ставить палатку. Зато внутри было тепло, туалет и вода под боком. А покушать меня сводили домой к одному из храмовых работяг.

Мечеть в Ябелло

Но это было вечером, днём же я изучил посёлок. Итак, здесь есть несколько Интернет-кафе, замаскированных под фото-студии. Самые достойные едальни расположены ближе к базару, который является центром жизни в Ябелло. Покушать можно примерно на 30 быр. За такие деньги желудок наполнится инжерой или тарелкой спагетти с хлебом, плюс газировкой, пивом, чаем или теджем. Завтрак из типичных для этих мест яичницы или салата с авокадо и луком обойдётся вдвое дешевле. Ночлежки лучше тоже искать в районе базара, здесь их несколько. Местные с радостью проводят и покажут их, ибо найти «отели» не всегда просто по причине отсутствия каких бы то ни было внешних вывесок и атрибутов.

Обед в Ябелло

На базаре можно отыскать несколько развлечений. Во-первых, это езда на конных повозках (в Эфиопии они зовутся «гарис»). Задача в том, чтобы найти извозчика помоложе и побезбашеннее. Тогда можно устроить настоящий стрит-рейсинг на лошадях. Правда, и заплатить за это придётся изрядно: если обычная поездка по посёлку стоит от 2-3 быр, то за скоростную придётся выложить от 20. Но, поверьте, ощущение от езды и от осознания, что прямо сейчас ты находишься в центре внимания всей округи, стоит гораздо больше несчастного доллара или двух…

Самым же любопытным занятием на базаре будет созерцание полного процесса приготовления кофе, от зелёных зёрен до крепкого напитка. Занимаются этим женщины в специальных домишках, расположенных по периметру базара. Найти их не составит труда, хотя бы по характерному запаху. Провинция Каффа на западе Эфиопии является родиной кофе, стоит ли удивляться что здесь он лучший в мире? Женщины достойно держат марку, никогда ни до ни после Эфиопии я не пил такой вкуснейший кофе!

Кофе

Сам процесс приготовления занимает у женщин меньше часа.

Приготовление кофе

Сперва зёрна обжариваются на противне до цвета, чуть более тёмного, чем среднестатистический эфиоп. Затем толкутся в большой деревянной ступе до порошкового состояния, засыпаются в специальные чайнички (отличный сувенир, можно купить здесь же на базаре) и, залитые водой, варятся 5 — 15 минут. Приятного аппетита!

Базар в Ябелло

 

Безбашенный переезд в Джинку.

Заночевал в храме я без особых приключений, не считая клеща, пытавшегося перекусить моей кровушкой. Хорошо, что быстро обнаружил его и пресёк атаку. Проснулся я рано утром, памятуя, что в сторону следующего пункта назначения — Консо — в день отправляется всего два минибаса: в 6 утра и в полдень. Однако, меня поджидала неудача: утром необходимого количества народа не собралось, и водитель предложил всем либо  скинуться и оплатить пустующие места, либо ждать до полудня. Естественно, пассажиры выбрали второй вариант и разбрелись кто куда… Водитель же принялся расслабляться в привокзальной кафешке, в невероятных количествах потребляя чат и кофе (это просто убийственный микс). Уже в тот момент, сопоставляя техническое состояние автобуса и психическое — водителя, я усомнился в необходимости поездки. И, как показали дальнейшие события, чутьё меня не подвело.

Ябелло. Автостанция

К обеду народ всё-таки собрался, и водитель объявил цену: до Консо с каждого по 50 быр. Местные особо не возмущались, видимо цена была не завышена. С меня пытались взять 70 (опять по причине большого рюкзака), но я указал водителю и кондуктору что и некоторые другие пассажиры имеют поклажи не меньше моей, но едут за 50. Водитель к этому моменту был уже на грани вменяемости… Вскоре мы выехали и стали свидетелями невероятных картин, разворачивавшихся вдоль дороги. За последние дни сильнейшие дожди капитально размыли дороги, даже некоторые реки вышли из берегов. Иногда возле обочин валялись вырванные с корнем деревья. Гнать на скорости под 100 км/ч в такой ситуации было почти самоубийством… Но водителю, чьи глаза уже были как у помешенного, всё было до лампочки. Пассажиры нервно переглядывались, но вслух своё недоумение манерой вождения не высказывали. Я же сидел, словно завороженный, на самом первом сиденье, по правую руку от водителя…

Дорога из Ябелло

Пассажиры

Под колёса попадает здоровенный камень, и мы улетаем с дороги! Счастье, великое счастье, что прошли эти дожди и превратили обочины в коричневое месиво! Иначе всё закончилось бы гораздо хуже, чем несколько ссадин и кровоподтёков у отдельных пассажиров. Тут уж водитель получил сполна!

Улетели в кювет

Съехавший автобус

Автобус очень плотно залип в грязи, достать его мы все вместе так и не смогли. Хотя нам помогали даже какие-то пастухи, нарубившие дров под колёса… Шофёр моментально «протрезвел» и принялся куда-то названивать. Все в волнении ожидали, что же будет дальше. Ведь ночь не за горами… Подойдя к нам с виноватым видом, водитель изрёк: ему удалось вызвонить знакомого, который как раз сейчас направлялся в Консо на своём грузовике. И он готов подобрать всех желающих и загрузить в кузов. Те, кто откажется, могут остаться и переночевать в разбитом автобусе, а рано утром на подмогу приедет новый. Решение было непростым… Большинство мужчин в итоге согласились на грузовик, а женщины предпочли остаться и провести ночь в автобусе.

Через некоторое время грузовик действительно приехал, типичный деревенский раздолбай за рулём. Но доверие он, точнее его трезвые глаза, вызывали определённо. Почему-то мы сразу друг другу понравились, разговорились, и он усадил меня в кабину вместе с одной женщиной, ехавшей с грудным ребёнком. Остальные запрыгнули в кузов, и мы выдвинулись уже в полусумерках. Впрочем, ехать было недалеко и водитель заверил, что к ночи будем в Консо и я даже смогу заночевать у него дома. Мечтам этим не суждено было сбыться…

Проехав всего километров 10, мы столкнулись с таким препятствием:

Дорога в Консо

Разлив реки

Это была катастрофа… Пересечь такой поток не сможет даже грузовик, нас неминуемо смоет в реку… Очень к месту кто-то рассказал мне историю как недавно, в похожей ситуации, джип с туристами из Франции попытался проехать сквозь страшный поток. Светлая память тем людям…

Речной разлив

Водитель уже принялся разворачивать брезент, который должен был послужить нам одеялом. И тут на другой стороне появился ещё один грузовик. Шофера принялись что-то неистово орать друг другу. Тем временем поток начал спадать… «Они решили рискнуть, мы поедем на другой берег». «Да вы охренели что ли?! Нас 100% смоет! Я остаюсь здесь!» Поначалу я никак не мог уверовать в успех затеи водителей. Но поток действительно спадал и решимость, в том числе моя, крепла. Даже женщины выступили за попытку переправы, кто бы стал слушать мнение простого фаренджи (так здесь принято называть иностранцев)…

Готовность к переправе

Первым стартовал водитель с противоположного берега. Видно было, что его грузовик меньше нашего и не так сильно нагружен людьми и провизией. Медленно, но верно, он преодолел препятствие. Все мы возликовали и окончательно убедились в успехе мероприятия. Настал наш черёд. Меня вновь усадили в кабину вместе с той самой женщиной и ребёнком. Грузовик медленно стартовал. Практически параллельно со стартом машины я узнал о религиозной принадлежности женщины: молиться она начала неистово! Я чувствовал каждый пройденный метр, грузовик словно пробивался сквозь какую-то трясину… И тут, когда до другого берега остаются считанные метры, силы начинают покидать железного коня. Водитель вынужден схватиться за рычаг и переключить скорость. Но он переусердствовал и вырвал рычаг с корнем! Машину начало вести влево, засасывать в поток. Признаться в этот момент я стал вспоминать родных и близких… К счастью мощности всё же хватило и мы оказались на противоположном берегу!

Как-то очень быстро и ловко водитель поставил рычаг на место. Мы проехали ещё какое-то количество километров, не теряя надежды успеть до ночи в Консо. Но рычаг снова подвёл… Теперь уже выбора не оставалось – предстояла ночёвка на дороге. Водитель достал-таки брезент-одеяло. В кабину положили несколько женщин постарше и ту, с ребёнком. У меня уже не было ни эмоциональных, ни физических сил заниматься установкой палатки. Да и лишним это было в такой ситуации, брезент нас всех ещё больше сблизил.

Утром рычаг снова оказался на месте и до Консо мы домчали сверх оперативно. Водитель всё также настаивал на предложении погостить у него, но я отказался. К тому же мне невероятно повезло: уже готов был отправиться минибас в Джинку! Я позавтракал на скорую руку и запрыгнул в транспорт. Не знаю, переплатил или нет (отдал 50 быр), но ни торговаться, ни спорить сейчас совершенно не хотелось…

Завтрак в Консо

Продолжение следует…

 

Автор статьи: Hexenmeister

Фото: Hexenmeister

 

Читайте также: 

Южная Эфиопия без гидов и джипов. Часть вторая.

Харар: как покормить гиен и напиться в Пасху?

Статьи инструкции. Как правильно искать и где покупать:

Страховка

Авиабилеты

Отели

Аренда машины за границей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ